Рекомендации

Далекина Вера Ильинична

педагог-психолог

МБОУ Выездновская СШ

 

Рекомендации

 

Рекомендации учителям,

как работать с гиперактивными детьми

 

    - РАБОТУ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ СТРОИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО, ПРИ ЭТОМ

      ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ ОТВЛЕКАЕМОСТИ И СЛАБОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

    - по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

    - во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому  может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;

    - предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

    - учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

    - научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

    - задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

    - на определенный отрезок времени девать только одно задание;

    - дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над  каждой из частей, внося необходимые коррективы;

    - во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

 

 


 

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ.  Эмоционально - расторможенные дети.  Тревожные дети.

 

      Следующие рекомендации:

Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том,  чтобы научить детей

      правильно направлять, проявлять свои чувства.

   2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.

      Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или       иные ситуации или явления внешней среды.

   3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий"лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает    более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций  (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

   4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не   переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.


 

 

 

   Работа с «трудными» детьми

Задачи воспитательной работы.

 

      Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания.  Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных".  Обучение их культуре поведения на основе управления собой.

      Знакомство с правовыми нормами поведения.  Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов.  Борьба с вредными привычками.

 

     I.  Изучение "трудных" 

     1. Выявление "трудных" школьников,  составление карточек на каждого из них с учетом:  фамилии,  имени,  года рождения, класса,  здоровья,  учебы, поведения, общественной активности, состава семьи,  педагогической обстановки,  эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

     2. Проведение  анкеты  "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".

      3. Установление характера педагогической запущенности,  отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

      4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

      5. Изучение  полезных интересов,  способностей и профессиональных намерений.

 II. Реализация личностного подхода.    

      1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, пони-

 мать, принимать, верить в нее.

      - Любить и уважать трудных сложнее,  чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

      - говорить с трудным как со взрослым,  не ломать резко его нравственные взгляды,  даже если они ошибочны,  а влиять на них постепенно.

 Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу,  верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

      2. Создавать такую обстановку ученья,  общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

      - Предоставлять  трудному возможность проявить себя с положительной стороны,  скомпенсировать его недостатки выявлением  положительных  сторон;

      - организовать переубеждение на его собственном опыте.

     3. Исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребенка;  Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

      Предъявляя требования к  трудному,  нельзя  угрожать,  вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

      - быть искренним,  не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

      4. Организовать атмосферу "успеха",  помогать детям учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

      Вызывать, искать все положительное в трудном,  опираться,  делать ставку на его проявление;

      - не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

      5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;  развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

      - Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

      - вовлекать  и включать трудного в жизнь коллектива,  противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

      6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью  для своих воспитанников.

      - Влиять на трудного прежде всего примером  собственного  поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

      - беречь ребячьи тайны, не предавать их;

      - требовать от себя больше, чем от окружающих.

    Важнейшими задачами воспитательного плана с подростками группы иска  являются:  перестройка отношений "трудного"  подростка  (снять  настрой  на  ситуацию  конфликта в отношениях с учителями,  со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду),  перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива  и  личности,  формирование коллективных мнений о подростке,  оценочных суждений о нем;  включение "трудного" в общение со сверстниками,  в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).

       4. Разделы плана.

      а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

      б) Организация  самопознания  и самовоспитания "трудных" подрост ков.

 

     в) Определение  форм индивидуальной помощи,  выявление пробелов в знаниях и способов их  ликвидации,  поднятие  престижа  и  уважения  к "трудным"  через систему посильных поручений.  Организация медицинской помощи,  включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия.

 

       г) Совместная работа с семьей,  общественностью и правоохранительными органами.

1,2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях,  умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

      3. Забота об укреплении положения детей  в  классном  коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

      4. Формирование положительной Я -  концепции.  Создание  личности обстановки  успеха,  одобрения,  поддержки,  доброжелательности анализ  каждого этапа,  результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.  От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

      5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка,  опираться на его  положительные  качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация психологической помощи

 

     1. Изучение  психологического  своеобразия  "трудных" подростков,

 

особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к

 

учению,  волевого развития личности,  профессиональной направленности,

 

недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

 

     2. Выявление  проблем  семейного воспитания:  не отреагированность чувств и  переживаний  родителями,  неосознанная  проекция  личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

 

     3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

 

     4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с  целью  помочь  им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

 

     5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

 

         Организация свободного времени "трудных" школьников

 

     Свободное время - умение разумно и интересно,  с пользой для себя

 

и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны,  досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламен-

 

тированностью,  добровольностью  видов  и форм деятельности,  широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.

 

Количество  свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,  а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается  неумение  "трудного"  рационально  использовать свое свободное

 

время,  неразвитость у него умений и навыков  досуговой  деятельности.

 

Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности,  умения и навыки самоорганизации,

 

планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться  поставленной цели.

 

     1. Изучение интересов и способностей детей.

 

     2. Вовлечение "трудных" в  кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.

 

     3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

 

     4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях).  По необходимости помочь  в  переориентации интересов.

 

     5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

 

     6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома,  сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»